|
В современной индустрии моды
занято множество людей самых разных профессий. Используя известную
классификацию профессий Е. А. Климова, можно составить психологическую карту
профессий модного бизнеса. Основными координатами карты служат психологический
тип профессии и психологический класс профессии.
Тип профессии указывает на
то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной
деятельности, то есть на предмет труда. Предметом труда могут быть другие
люди, техника, информация, художественные произведения или природа.
А класс профессий говорит
о степени сложности и требуемой квалификации человека, то есть о характере
труда. Характер труда может быть исполнительным или творческим.
По «предмету труда» Е. А.
Климов выделяет пять типов профессий:
1. К профессиям типа «человек — человек»
относятся профессии, связанные с обслуживанием, обучением и воспитанием людей
(предприниматель, рекламный агент, менеджер по рекламе, специалист по связям с
общественностью). Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким
качествам работника, как умение устанавливать и поддерживать деловые контакты,
понимать состояние других, оказывать влияние на других, проявлять выдержку,
спокойствие и доброжелательность, речевые способности.
2. Тип «человек — техника» включает в себя
профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических
устройств (инженер-конструктор), эксплуатацией технических средств
(швея-мотористка), ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик). Этот тип
профессий требует от работника высокого уровня развития наглядно-образного
мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности,
хороших двигательных навыков, ловкости.
3. Тип «человек — знаковая система» объединяет
профессии, связанные с текстами, цифрами, формулами и таблицами (программист,
экономист, бухгалтер), с чертежами, картами, схемами (чертежник, конструктор
одежды), со звуковыми сигналами. Профессии этого типа требуют от человека
способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и
устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.
4. К типу «человек — художественный образ»
относятся профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием
художественных произведений (художник, журналист, модельер), с воспроизведением,
изготовлением различных изделий по эскизу, образцу (ювелир, закройщик). От
человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус,
высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.
5. Наконец, к типу «человек — природа» отнесены
профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (химик, эколог). Этот
тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности
ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов,
менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку
комфорта.
По «характеру труда»
выделяются два класса профессий:
а) профессии
исполнительского класса связаны с выполнением решений, работой по заданному
образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям,
стереотипным подходом к решению проблем (агент, механик, оператор, продавец,
швея);
б) профессии творческого
класса связаны с анализом, исследованием, испытанием, контролем, планированием,
организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой
новых образцов, принятием нестандартных решений. Требуют независимого и
оригинального мышления, высокого уровня умственного развития (дизайнер,
журналист, манекенщица, стилист, экономист).
Любая профессия может быть одновременно отнесена на
основании предмета труда к одному из пяти типов и на основании характера труда
к одному из двух классов
Авторы моделей одежды,
обуви и аксессуаров составляют творческое ядро данного бизнеса. Среди них в
последнее время принято различать дизайнеров (художников-конструкторов),
кутюрье (художников-модельеров), стилистов. Различие вызвано особенностями
целей выполняемой ими деятельности.
Труд дизайнера, по сути,
представляет собой не что иное, как ремесло, нацеленное на создание
функциональных моделей при соответствии изделия эстетическим требованиям
потребителя. Специфика их работы определилась еще в прошлые века модистками и
портными. Дизайнер проектирует изделия, изготовляемые промышленными методами.
Наилучшая форма промышленных изделий, их структура, упаковка, документация,
оформление изделий, — все это является результатом труда
художника-конструктора.
К 60-м годам XX века определяются
специфические черты деятельности кутюрье, которых часто называют творцами, так
как их цель — поиск новых идей, решение художественных аспектов костюма,
создание высоко-эстетичных, но заведомо нефункциональных моделей. Их
деятельность ассоциируется с ручной работой, изысканной роскошью, качественно
новыми материалами и тканями, ограниченным числом клиентов и одеждой, сшитой
по мерке, а не по базовому лекалу.
Последнее десятилетие XX века ознаменовано
появлением еще одной профессии в мире моды и моделирования одежды — стилист.
Представители этой новой профессии становятся наиболее востребованными
специалистами в данной области. Цель стилиста заключается в определении
собственной линии на основе анализа и синтеза имеющихся модных течений и
тенденций. Стилисты, как и дизайнеры, создают модели одежды для промышленного
производства. Авторитетами стилей одежды в мире считаются марки Zara (Испания) и Gap (США).
Кстати, роль маркетолога в
современном модном бизнесе значительно возрастает. Его основные задачи —
изучать, прогнозировать и формировать спрос на товары и услуги, их количественные
и качественные характеристики с учетом социально-демографических особенностей
различных групп населения, состояния и динамики их доходов, традиций, вкусов и
т. п. Маркетолог исследует типы спроса (устойчивый, ажиотажный и др.), причины
его колебаний; определяет пути улучшения потребительских свойств товаров и
услуг, перспективы освоения новой продукции и рынков сбыта, необходимых для
этого затрат ресурсов, включая сырье, материалы, энергию, кадры. В его
компетенции — отслеживание конкурентной среды, ее реальных возможностей, а
также сдвиги в налоговой, ценовой и таможенной политике государства. Для
решения указанных и других задач маркетолог проводит анализ материалов,
наблюдения, опросы потребителей, специалистов.
Маркетолог должен обладать
аналитическим складом ума, наблюдательностью, любознательностью,
социально-психологической интуицией (понимание мотивов потребительского
поведения людей), способностью к нестандартным выводам, иметь гибкое
воображение и хорошую образно-логическую память. Он должен быть общительным,
самокритичным, целеустремленным.
Специфика труда в модной
индустрии проявляется в творческой, преобразующей деятельности людей.
Творческая деятельность специалистов модной индустрии подчиняется общим
закономерностям творческого процесса и представляет собой чередование
осознаваемых и неосознаваемых этапов. Содержание первого этапа — подготовка
— связано с появлением побуждения изменить что-либо в существующих
образцах одежды, обуви или аксессуаров, переставших удовлетворять потребителя.
Вектор этого побуждения создает возможность для осознания цели, задачи
изменения, что определяет возникновение доминанты, привлекающей к себе
необходимый для решения проблемы запас прошлого опыта.
Выделение следующего этапа
— фрустрации
— в творческой деятельности вообще и деятельности модельера в частности
нетипично для большинства исследовательских подходов, хотя практически все
дизайнеры, особенно молодые, отмечают период, когда кажется, что исчерпаны все
имеющиеся возможности для решения творческой задачи, когда возникает некий
барьер, преграда для дальнейшего проявления креативности. Переход на этап
фрустрации происходит в тот момент, когда, проанализировав всю имеющуюся
информацию и проверив возникающие варианты решения, специалист все-таки не
находит искомый ответ. Иными словами, он оказывается в тупике.
Негативное отношение к
фрустрации, стремление избежать ее, «закрыть глаза» на ее существование во
многом объясняется крайне дискомфортным характером ее переживания. Индивид
ощущает напряжение, раздражение, обескураженность, свою неполноценность, скуку,
усталость, апатию — «муки творчества». Возникает ощущение, что решения в принципе
не существует, что условие задачи некорректно, что кто-то виноват в сложившейся
ситуации. Это переживание тем сильнее, чем больше насыщено сознание субъекта
стереотипами, установками, верованиями, ставшими жесткими идентификациями.
Создается впечатление, что
уже все придумано и невозможно привнести что-либо новое. Положение усугубляется
тем, что негативные эмоции приводят к снижению самоконтроля и уровня рефлексии
происходящего.
Следующий этап творческого
процесса — инкубация — начинается в тот момент, когда прекращается сознательная
работа над проблемой, что связано с логическими операциями левого полушария, и
проблема «передается» в правое полушарие. Следует, однако, заметить, что работа
над направляющей идеей на подсознательном уровне начинается раньше,
по-видимому, уже на этапе подготовки, однако она не является для него
специфической.
Один из самых
кратковременных, но очень отчетливых этапов творческого процесса — инсайт
— момент поступления в сферу познания решения проблемы, новой идеи. Он
характеризуется бурными позитивными эмоциями, оживлением, даже эйфорией. Это
кульминационная точка творческого процесса, в которой проявляются результаты
пролонгированной подготовки, своевременного перехода из состояния фрустрации к
вынашиванию идеи.
Разработка идеи является
завершающим этапом творческого процесса, в ходе которого происходит проверка
истинности инсайта. Субъект творчества ищет ответы на вопросы: «Будет ли это
работать?», «Соответствует ли это исходным условиям?». Иногда случается, что
идея, казавшаяся блестящей, меркнет и отвергается как ложная. В этом случае
субъект чаще всего возвращается на этапы инкубации или фрустрации, после чего
может снова начать подготовку.
Б 20, Барьеры творческой
деятельности и способы их преодоления.
Барьеры творческой деятельности.
Психологи неоднократно предпринимали попытки
классифицировать препятствия на пути творческой мысли. Наиболее часто
называются следующие барьеры, которые приходится преодолевать творческой
личности:
Конформизм — желание быть
похожим на других. Человек опасается высказывать собственные идеи из-за боязни
показаться смешным или глупым. В проблемных ситуациях он предпочитает
соглашаться с другими, идти вслед за их идеями, но не вступать с ними в
конфронтацию.
Неблагоприятное
воздействие на творческий процесс оказывает так называемая цензура — не только
внешняя, но и внутренняя. В этом случае человек сознательно или бессознательно
подавляет нетрадиционные или необычные мысли.
Ригидность, или стереотипность,
мысли
приобретается в процессе жизненного опыта или в результате обучения, когда
вырабатывается привычка решать типовые задачи привычными способами.
Импульсивность мысли, или
стремление принимать непродуманные, неадекватные решения. Обычно импульсивность
возникает в условиях высокой мотивации, недостатка времени, стресса и т. д.
Существуют также барьеры,
обусловленные эгоцентризмом мысли, то есть неспособностью человека перейти от
одной точки зрения к другой, более широкой.
Естественно возникает
вопрос о путях преодоления творческой личностью названных препятствий. Барьеры
в творческой деятельности человека могут быть сняты как с помощью других людей,
так и самостоятельно. Это зависит от особенностей индивида и причин появления
барьера.
Психологическая защищенность
связывается с признанием безусловной ценности индивида, созданием обстановки, в
которой отсутствует внешнее оценивание, а также с пониманием и принятием
индивида таким, каков он есть, сопереживанием ему.
Под психологической свободой
понимается предоставление индивиду полной свободы символического выражения. Это
означает для индивида полную свободу выражать самое сокровенное в своих мыслях,
чувствах и состояниях. Это способствует открытости, а также причудливому и
неожиданному сочетанию образов, понятий и значений, что является частью
творчества. При этом Роджерс подчеркивает, что это разрешение быть свободным
не равнозначно мягкости, снисходительности или потворству, а означает
ответственность. «Индивид свободен равно испытывать страх перед новым
предприятием или стремиться к нему, свободен расплачиваться за свои ошибки,
равно как и принять последствия своих достижений. Именно этот тип свободной ответственности
— быть самим собой — способствует развитию надежного внутреннего источника
оценок и вследствие этого приводит к созданию внутренних условий для
созидательного творчества».
Самостоятельное
преодоление барьеров творчества связывается с постоянной работой над собой и
овладением методами продуктивного мышления, которые позволяют вырваться за
рамки стереотипов и развить способности к активному творческому поиску.
Б 21 Методы
стимуляции креативности.
Творческий характер
деятельности по проектированию и созданию современного костюма тесно связан с
психологией творческого воображения и мышления. Важнейшее значение воображения
в том, что оно позволяет представить результат труда до его начала, тем самым,
ориентируя человека в процессе деятельности. С помощью воображения создаются
модели конечного или промежуточного продукта труда, что способствует
предметному воплощению задуманного, представленного. В самом процессе
деятельности воображение объединено с мышлением. Включение воображения или
мышления в процесс деятельности определяется степенью неопределенности
проблемной ситуации, количеством информации, содержащейся в исходных данных
задачи. То есть воображение вступает в силу, если исходные данные с трудом поддаются
анализу либо их недостаточно для выполнения задачи.
Процессы воображения имеют
аналитико-синтетический характер. Воображение — это отражение реальной
действительности в новых, непривычных, неожиданных сочетаниях и связях. Синтез
образов в процессах воображения осуществляется в различных формах:
Агглютинация позволяет соединять несоединимые в реальности качества,
свойства, части предметов.
Гиперболизация есть уменьшение или увеличение предметов, изменение
качества его частей.
Акцентирование заключается в подчеркивании каких-либо признаков.
Схематизация сглаживает различия и выявляет сходства.
Типизация позволяет выделить существенное в однообразных явлениях,
которое и воплощается в каком-либо конкретном образе.
Известный дизайнер Пако
Рабанн весьма точно заметил: «Для модельеров без воображения мода — всегда
возврат в прошлое, потому что они не могут привнести ничего нового в
сегодняшнюю, ни тем более в завтрашнюю моду».
Стилизация -
художественный прием при создании новых произведений искусства. Стилизация -
намеренное использование формальных признаков и образной системы того или иного
стиля (характерного для определенной эпохи, направления, автора) в новом,
необычном для него художественном контексте. Стилизация предполагает свободное
обращение с прототипами, в частности трансформацию форм, но при сохранении
связи с исходным стилем - творческий источник всегда узнаваем (рис.5) [4].
Композиция (лат. compositio - сочинение,
составление, расположение, соединение, связь) - размещение, соединение,
расстановка элементов на плоскости или в пространстве.
Композиция костюма -
организация художественной целостности всех элементов костюма для выражения ее
содержания при помощи композиционных средств (соподчиненность, равновесие,
симметрия, асимметрия, динамичность, статичность, ритм, пропорции, контраст,
тождество, нюанс и т.д.).
Композиция коллекции
моделей - организация художественной целостности всех элементов коллекции
моделей композиционными средствами для выражения ее концептуальной идеи.
Дизайн (англ. design - проектировать,
чертить, задумать) - художественное конструирование предметов, проектирование
эстетического облика промышленных изделий. Задача дизайна состоит в том, чтобы
сделать окружающие нас предметы красивыми и удобными в обращении, технически
целесообразными.
Дизайн-проектирование -
процесс рационального проектирования промышленных изделий, результатом
которого является вещь нового качества, обладающая художественной выразительностью
и технической целесообразностью, всесторонне удовлетворяющая требованиям
потребителей.
Дизайн-проект в индустрии
моды - технический рисунок, чертеж модельной конструкции, комплект
лекал-оригиналов, образец модели проектируемого изделия.
Создание «планшета идей»
Результатом изучения
потребительского спроса, анализа модных тенденций и работы с творческим
источником является серия графических зарисовок, образцов материалов,
фурнитуры для создания «Moodboard'a» - «планшета идей»,
представляющего коллаж имиджей, собранных на планшете размером 60 х 90 см.
«Планшет идей»- это
история, которую вы желаете донести до зрителя с целью формирования и отражения
настроения и образа проекта, выражения в иллюстрациях концептуальной идеи.
«Планшет идей» дает представление о стиле («этно», «эко», «техно», «фольк»,
индивидуальная тема), авторских инспирациях (природа, флора, фауна, люди,
индивидуальные идеи), направлении (мода, дизайн, другие направления), палитре
цветовой гаммы, особенностях материалов, фурнитуры и т.д.
Создание успешного «Moodboard» основано на
творческом анализе большого количества информации, полученной посредством посещения
библиотек, музеев, выставок, ярмарок, фотографирования, просмотра журналов,
фильмов, сайтов Интернета, наблюдения за людьми, необходимых для формирования
реального представления о том, как одеваются отдельные группы потребителей. При
составлении коллажа необходимо стремиться к последовательности и организованности
многочисленных композиционных элементов. При произвольном расположении
цветовой палитры на планшете должно быть не более 5-6 цветов. Профессиональные
примеры «Moodboard» и
правильного расположения цветовых палитр представлены в журналах International Textiles, View, модных трендах
Разработка технических рисунков коллекции
моделей
Следующий этап работы над
графической композицией - разработка технических рисунков моделей коллекции -
выполняется после создания объемных композиций, поиска и уточнения всех нюансов
базовой символ-формы коллекции.
Технический рисунок
коллекции модели - это серия технических эскизов моделей, где представлена
полная информация о конструктивно-технологической структуре проектируемых
моделей из конкретных материалов, из которых будет изготовлена коллекция моделей:
формообразующие линии и членения, функциональные и декоративные элементы,
аксессуары и дополнения. Технический рисунок дает максимально точное
изображение модели по сравнению с творческим эскизом и является важным элементом
визуальной коммуникации для дизайнера. Он должен быть понятен не только
автору, но и всем специалистам, участвующим в процессе проектирования на
данном предприятии, а также в компаниях-партнерах в стране и за рубежом.
Технический рисунок облегчает
профессиональное общение между членами творческого коллектива; дает
возможность более точно понять основные конструктивные узлы; нивелирует
стилизацию и приводит графическое изображение моделей к единым международным
нормам.
Виды технического рисунка:
1. Модель на
фигуре-шаблоне или манекене-шаблоне.
2. Плоскостное изображение
модели без фигуры в точных пропорциях и с соблюдением определенных правил.
Сегодня многие дизайнеры
пользуются стандартной «болванкой», размноженной на ксероксе, или рисованной
фигурой с одинаковым положением рук и ног, не видоизменяя их.
Способы выполнения
технического рисунка:
- от руки на листе формата
А4 с помощью карандаша и линейки;
-на компьютере с
использованием программ Coral Draw,
Adobe Illustrator CAD.
Условия выполнения
технического рисунка:
1. Наличие творческого эскиза как основной идеи.
2. Соблюдение пропорций
фигуры (размерное соотношение каждой части тела к другим частям тела и ко всей
фигуре в целом). Каноном является условная фигура, у которой высота головы
составляет 1/8 всей фигуры - от темени до стопы.
3. Проработка рисунка с учетом конструктивных
линий: линии плечевого пояса, линии колен, линии груди, линии талии, линии бедер.
4. Обязательное
изображение двух проекций каждой модели на виде спереди и виде сзади.
5. Наличие на эскизе всех
деталей и отделочных строчек.
6. Соблюдение определенных
правил выполнения технического рисунка:
- верхняя линия пояса,
линия низа юбки, брюк должны быть вогнутыми, а не прямыми;
- внешняя боковая линия поясной одежды не
должна быть прямой от линии талии;
- линия края борта должна быть смещена на
ширину полузаноса;
- расстояние между
пуговицами должно быть одинаковым, если иное не предусмотрено моделью;
- воротник должен огибать
шею;
- в плечевой одежде должен
быть акцентирован наклон плеча, показан окат рукава, линия выреза горловины
должна быть слегка изогнутой и т.д.
В эвристических методах
Тоже, что вопрос 3
Тоже, что 15 и сами знаете.
|