Процесс творчества – это
поиск единства формы и содержания. Эвристика
- наука, которая исследует творческую деятельность человека. Считается, что
термин «эвристика» происходит от «эврика» - слово, выражающее радость при
решении какой-либо проблемы, при появлении удачной мысли, идеи, при «озарении».
Современные дизайнеры часто пользуются простейшими эвристическими приемами,
базирующимися на методах аналогии, ассоциации, комбинирования, инверсии и др.
Метод ассоциаций – один из способов формирования идеи. Он может
дать наибольший эффект в том случае, если творческое воображение дизайнера
обращается к разным идеям окружающей действительности. В современном дизайне
яркое образное мышление понимается даже как принципиально новый способ
проектирования.
Развитие ассоциативного
мышления дизайнера проявляется в преобразовании предметных, абстрактных и
психологических ассоциаций в графические поиски решений объекта. Ассоциативное
мышление в творческом процессе очень важно. Способность художника (дизайнера) к
такому мышлению является основой творчества, так как любое произведение
искусства – это результат ассоциативных представлений о предметах и явлениях
реального мира, воссоздаваемых в памяти.
Дизайнер одежды из реальной
действительности может взять почти все, что каким-то образом может
трансформировать в одежду: мотив, фрагмент чего-то или источник целиком.
Творческими источниками при проектировании одежды могут быть любые явления
природы, события в обществе, предметы действительности, которые нас окружают.
Дизайнера одежды всегда интересует форма вообще, сопряжения объемов, сочетание
разнообразных построений.
Ассоциации могут быть
любые: предметные, абстрактные, психологические, ирреальные. Все, что нас
окружает, может дать пищу для придумывания. Для этого необходима постоянная
тренировка, чтобы мыслительный аппарат был настроен в определенном направлении.
(К.Диор признавался: «Собственно все, что я знаю, вижу или слышу, все в моем
существовании превращается в платья».).
Метод аналогии – метод решения поставленной задачи.
Используются аналогичные решения, взятые из народного костюма, национальной
одежды, инженерных решений, произведений архитектуры. Дизайнер сталкивается с
интерпретацией творческого источника и превращает его путем трансформации в
проектное решение. Этот метод применяют достаточно часто и широко, особенно на
стадии образного решения объекта в проектировании. Новые интересные решения
получаются при образовании одного из способов создания вещи, например:
способ «несшитой одежды»
можно позаимствовать из истории костюма (плащи, тоги, накидки);
способ «упаковки» - из
дизайна тары и упаковки;
способ «переплетения»
подскажут изделия декоративно-прикладного искусства, народный костюм;
способ «создания объемной
фактуры» придет из растительных форм, цветов, листьев, корней;
способ «членения большой
формы на составляющие» навеют средневековые доспехи и модульное проектирование.
Бионический метод заключается в анализе конкретных объектов
бионики. Например, проанализировав механику крыльев насекомых, разработать
новые формы запахивания, наслоения верхней одежды, трансформацию деталей. Этот
метод предполагает пристальное внимание дизайнера перенести на объекты природы,
увидеть в обычном интересную идею, принцип, способ. В этом проявляется связь
творческой личности с окружающим миром, со средой обитания человека.
Метод неологии является методом использования чужих идей,
передового отечественного и зарубежного проектирования. Вообще мода основана на
подражании. Поэтому каждое модное нововведение или признак тиражируются
специалистами, пока не наступит психологическая усталость. Сюда можно отнести и
метод поиска формы на основе перекомпоновки прототипа. В процессе заимствования
необходимо поставить и ответить на следующие вопросы: Что можно изменить в
прототипе? Что нужно изменить в прототипе? Каким образом?
Понятно, что
использование прототипа или заимствование без изменений, чревато
профессиональным скандалом или обвинениями в плагиате. Корректным будет
заимствование приема или способа, но применение их должно быть в другой
области.
Метод карикатуры – метод доведения образного решения продукта
дизайна до гротескного, абсурдного, приводящего к нахождению нового,
неожиданного решения. Он помогает дизайнеру определить границы образной модели,
способствует развитию творческого воображения. Метод гиперболы, создания
гротескного образа широко используется в современном модном эскизе, а также в
моделях некоторых дизайнеров одежды для создания наиболее выразительного образа
(например, И. Мияке, Дж. Гальяно, А. Мак-Квин, Д. ван Ноттен).
Метод выяснения мнения «других», или «метод складного ума». На основе множества
высказанных замечаний определяется наиболее оптимальный вариант решения
проектной задачи. В начале работы стараются подключить как можно больше людей
для генерации достаточного количества идей. Сюда можно отнести и стадию
обширных предпроектных исследований, когда формируются проблемы и цели проекта:
сбор информации в научно-исследовательских журналах, опросы, интервью, изучение
аналогов. Все это приводит к получению новой информации.
Метод наводящей задачи – решение сходной задачи и определение
тех показателей, которые мешают решению данной задачи. Таким эвристическим
методом дизайнеры одежды пользовались всегда. Его применение состоит в поиске
сходных чужих идей (журналы мод, выставки, показы моделей одежды, посещение
магазинов, бутиков, оптовых рынков), в тщательном анализе их достоинств и
недостатков. Применение этого метода позволяет решить сложную задачу, используя
чужой опыт проектирования. Дизайнер получает как бы толчок для дальнейшей
работы, кроме того, он находится в русле профессионального решения подобных
задач.
Метод «перечень недостатков» заключается в
составлении полного, максимально развернутого перечня недостатков данного
изделия. Его целесообразно применять, если перед вами стоит проектная задача
улучшить уже готовое изделие. Перечень дает картину первоочередности устранения
недостатков. Хорошо бы все согласовать с заказчиком. Вообще дизайнер должен
больше спрашивать, задавать вопросы, так как он должен уметь «перевоплотиться»
в потребителя объекта дизайна.
Метод наводящих вопросов помогает уменьшить психологическую
инерцию и упорядочить поиск вариантов. Ставятся вопросы, что можно в объекте
отделить, раздробить, миниатюризировать, увеличить и др. Вопросы, которые
наводят на нужное решение, облегчают процесс проектирования при использовании
еще одного метода, который называется методом
семикратного поиска. Он построен на семи ключевых вопросах, которые задает
себе дизайнер: «Кто? Что? Где? Чем? Зачем? Как? Когда?». Этот метод
перекликается с концепцией моделирования, предложенной русским модельером
1920-х гг. Н.П. Ламановой: «Из чего? Для кого? По какому случаю?».
Метод эмпатии – «вхождение в роль»
проектируемого изделия. Этим методом чаще всего пользуются актеры в театре.
Конечно, этот прием выглядит несколько абсурдно, но может дать неожиданно
правильное решение. (Модель пальто или плаща для давки в общественном
транспорте). Проектировщик «входит в роль» этого изделия и пересматривает
традиционное решение.
Метод «мозговой атаки». А.Осборн предложил для стимулирования
научного творчества «брейнсторминг» - «мозговой штурм», или «мозговую атаку».
Это метод коллективного генерирования идей в очень сжатые сроки. Он основан на
предположении, что среди большего числа идей может оказаться несколько хороших.
Суть его – в особой форме воздействия группы на индивида, решающего проблему.
А.Осборн приводит примеры, когда проблемы, не поддававшиеся индивидуальным
усилиям, были успешно решены во время сессии «мозгового штурма». Стимулирование
творческой активности достигается, по его мнению, благодаря соблюдению четырех
принципов:
1) принципа исключения
критики, можно высказать любую мысль без боязни, что ее признают плохой;
2) поощрения самого необузданного
ассоциирования: чем более дикой покажется идея, тем лучше;
3) требования, чтобы
количество предлагаемых идей было как можно большим;
4) признания, что
высказанные идеи не являются ничьей собственностью, никто не может
монополизировать их, каждый участник вправе комбинировать высказанные другими
идеи, видоизменять, «улучшать» и совершенствовать.
Метод игры предусматривает игровой
момент в моде, а игра всегда связана с инновационной деятельностью. Игра
является одной из ценностей моды, она вызывает смену модных стандартов и
образов, стимулирует поиск. Для игры важен сам процесс, в который закладывается
незавершенность, трансформация. Свободный дух, самоценность, театральность,
риск и элемент забавы – являются игровыми элементами, которые встречаются в
практике современного дизайна.
Игровой момент
в моде: нарушение правил хорошего тона, поведения и культуры одежды, разрушение
сложившихся традиционно-классических комплектов. Образное решение всего костюма
с головными уборами, париками, с эпатирующим макияжем – все это элементы игры в
моде.
Любой творческий акт с
точки зрения психологии - это процесс преобразований представлений, создание
новых образов на основе имеющихся.].
Работы известных мастеров
моды всегда отличают яркие образные решения. Они вдохновляются не только
«высокими» материями, но и окружающим нас предметным миром - необычными
зданиями и промышленными сооружениями, произведениями искусства, изысками
современных дизайнеров, а также совсем обыденными, обычными вещами. Предпосылкой
к творческой работе является взаимодействие дизайнера с окружающим его миром,
которое выражается в изучении им природы, объектов материальной и духовной
культуры.
В обращении к природе
дизайнер черпает идеи гармоничного взаимодействия содержания (биологические
функции организма); формы (способ существования организма); материала (из чего
сложен организм). Графическое изучение формы, ее организации и пластической
выразительности, а также цветовых и фактурных отношений раскрывает
эмоциональную выразительность биологических объектов.
.Способы поиска новой
формы:
-посредством ассоциативной
связи формы с каким-либо творческим источником (формой природных материалов,
архитектуры, прикладных искусств, исторического и народного костюмов и т.д.);
-по аналогии с каким-либо
творческим источником (историческим, народным, современным костюмом и т.д.);
-путем поиска
принципиально нового решения.
Поиск фактуры и цвета
проектируемой формы может осуществляться в аналогичных направлениях, но при
этом следует учитывать, что "одевание" формы в различные материалы
принципиально меняет восприятие этой формы.
.Креативное переосмысление
творческого источника включает следующие действия:
- вычленение из образа творческого источника
каких-либо свойств и качеств;
- соединение этих свойств
в новых сочетаниях;
- усиление или ослабление
свойств и качеств;
- выделение доминирующих
свойств и качеств;
- перенос этих свойств или
качеств на проектируемый объект творчества.
В каждом источнике
творчества присутствуют присущие только ему признаки. Рассмотрим наиболее
распространенные источники, которые используют в своем творчестве дизайнеры:
материал, народный костюм, исторический костюм, природные формы, архитектура,
живопись, девиз коллекции моделей.
Начало любого бизнеса —
маркетинговое исследование рынка. Рассмотрим процесс создания коллекции,
ориентированной прежде всего на успешные продажи.
Основная задача
маркетинговой службы на стадии создания коллекции — разработка рекомендаций для
модельеров. Основными вопросами, на которые необходимо ответить на этой стадии
работы, будут следующие:
1. Кому предназначена ваша
коллекция?
Необходимо получить точную
характеристику желаемого потребителя по следующим категориям: возраст, пол,
социальное положение, стиль, финансовые возможности, даже его место жительства.
Одежда может различаться
по:
1) размерам -(для стройных и полных);
2) назначению (спортивная, деловая, вечерние платья);
3) возрастам (взрослые
модели, подростковые, детские);
4) стилям жизни
(консервативный стиль, традиционный, модный).
2. Какой стиль будет разрабатывать ваш модный дом?
Если вы склонны к риску,
хорошо разбираетесь в модных тенденциях и у вас есть опытный байер, можно
попробовать работать с особенно модным ассортиментом одежды. Это те модели,
которые появились лишь в этом году и резко отличаются от того, что потребитель
привык видеть в прошлом сезоне. Что может вам принести специализация на остро
модном ассортименте?
1) это очень интересно;
2) большую прибыль (стоимость модной детали
одежды во много раз превышает ее стоимость аналогичной «классической»);
3) возможность устраивать
яркие, запоминающиеся мероприятия по продвижению новых моделей;
4) практически
гарантированное внимание потребителей, а также средств массовой информации к
вашей коллекции.
Однако работа с остро
модным ассортиментом имеет определенный риск:
• Потребитель может оказаться не готов приобретать
необычные, слишком авангардные модели одежды, и несмотря на общий интерес
общества к вашей коллекции она может остаться нераспроданной.
• Вы можете не угадать общие тенденции изменения
моды сезона, и ваша коллекция окажется невостребованной по причине
«немодности», «несовременности », а то и
будет считаться в дурном вкусе.
• В вашем городе и регионе
может оказаться слишком мало людей, желающих носить слишком авангардные
модели одежды. Это положение типично для российских регионов, где большинство
потребителей в одежде предпочитают классику, а в расцветках — черные и серые
тона.
Если у вас нет желания
рисковать или нет необходимого персонала, рекомендуем остановиться на классической
одежде, никогда не выходящей из моды:
1) английский классический
костюм;
2)стиль «Шанель»;
3) джинсовый стиль;
4)стиль «кантри».
Классическая одежда
выгодна для продаж тем, что она практически не выходит из моды, а,
следовательно, отсутствуют риски «не угадать» желания потребителя.
Классическую одежду можно заказывать задолго до начала сезона, что позволяет
воспользоваться существенными скидками у производителей. Элегантная классика
легко создаст вам репутацию «респектабельного модельера для солидных людей».
Для этого достаточно воспользоваться проверенными временем «вечными» фасонами,
качественными тканями и неброской фурнитурой, что под силу практически любому
начинающему модельеру.
3. Следующий вопрос, на
который должна ответить ваша маркетинговая служба, — это определение модных
тенденций в дизайне.
4. Определив вашу целевую
группу потребителей и их предпочтения в модных тенденциях и стилях, необходимо
выявить модные ткани и виды отделки, использование которых будет способствовать
росту продаж вашей коллекции. Так, в лаборатории модельера И. Мияке для новой
сезонной коллекции может быть создано до 300 видов различных тканей. Это
позволяет модельеру создать именно те ткани, которые наилучшим образом
раскрывают стиль новой коллекции и максимально соответствуют замыслу
дизайнера.
Источники информации
Для определения социальных
характеристик вашей целевой потребительской аудитории можно воспользоваться
данными социологических и демографических отчетов, представленных в
специализированной прессе и сети Интернет. Получение маркетинговой информации о
предпочтениях и стиле жизни ваших потенциальных потребителей возможно также и
путем «следственного эксперимента», когда специалисты вашей фирмы попросту
посетят места массового скопления представителей вашей целевой аудитории и
визуально проанализируют стиль одежды, вкусы и предпочтения желаемых
покупателей, проявляемые ими в разговорах и поведении.
Интересную маркетинговую
информацию можно получить, анализируя ассортимент и стиль продаж ваших
непосредственных конкурентов. Для этого будет целесообразным посетить в
качестве покупателя бутики модельеров, «играющих с вами на одном поле», и
внимательно изучить используемые приемы продвижения их торговой марки, стиль
предлагаемых моделей одежды и аксессуаров, а также поведение и .вопросы
покупателей в их магазине.
|