В условиях современного
производства одежда, относящаяся к классу бытовой, может быть изготовлена двумя
способами:
• в системе швейной промышленности — путем
массового изготовления;
• в системе бытового
обслуживания — путем индивидуального пошива на конкретного заказчика с учетом
его требований.
Основной объем всей
производимой одежды выпускается массовым тиражом большими швейными
предприятиями. Новые модели одежды для массового производства разрабатываются в
Домах моделей или в экспериментальных цехах художниками-модельерами, которые
учитывают эстетические требования современной моды, маркетинговую ценность
проектируемых ими моделей, рациональность и экономичность их производства и т.
д.
Модельеры изготавливают
модели-образцы, которые после утверждения художественным советом рекомендуются
для тиражирования. Методика художественного проектирования массовой одежды
должна объединять все вопросы, касающиеся моды, формообразования костюма,
особенностей его строения и конструкции.
Если все эти условия
учтены и модель отвечает всем требованиям, перечисленным выше, она запускается
в производство. Модельеры-конструкторы разрабатывают конструкцию новых моделей
и создают комплекты лекал для их раскроя на несколько стандартных типовых
размеров. Затем инженеры-технологи описывают полный технологический процесс
изготовления этих моделей.
На швейных фабриках или в
больших швейных мастерских по лекалам, изготовленным конструкторами,
производится раскрой всех деталей, которые отшиваются на специальном
оборудовании согласно технологическому описанию. Произведенная таким образом
одежда, удовлетворяющая требованиям качества, поступает в продажу.
Билет 2.Другим способом одежда изготавливается на конкретного
заказчика в единичном варианте. Изготовление швейных изделий по индивидуальным
заказам входит в комплекс работ по бытовому обслуживанию населения и
производится в швейных ателье. Этот процесс включает в себя следующие этапы:
• прием заказа (выбор
модели, снятие мерок, оформление паспорта заказа с эскизом изделия и
квитанции);
• подготовка материалов к раскрою и выполнение
самого раскроя;
• проведение примерки с целью уточнения
параметров изделия и модели;
• изготовление изделия после примерки;
• сдача готового изделия заказчику с примеркой
на фигуру.
При производстве одежды по
индивидуальным заказам модель будущего изделия определяется самим заказчиком,
который может воспользоваться консультацией художника-модельера. Рекомендуя
заказчику ту или иную модель, художник-консультант должен учитывать следующие
условия:
• пожелания заказчика;
• назначение проектируемой
одежды — является ли она нарядной или повседневной, для отдыха или для работы;
в последнем случае обязательно нужно учитывать характер работы;
• возрастную группу, к которой принадлежит
заказчик, его темперамент и манеру поведения;
• количество и качество швейных материалов,
имеющихся в наличии у заказчика, их пластические, формообразующие, гигиенические
и прочие свойства; зачастую консультант предлагает приобрести дополнительно
отделочные материалы и фурнитуру;
• индивидуальные
особенности внешности заказчика — его рост, полноту, специфику строения фигуры
и тип сложения (нормальная фигура, сутулая или перегибистая);
• технические возможности ателье и уровень
квалификации его сотрудников.
После оформления заказа
изготовление лекал и раскрой деталей производятся закройщиком по
индивидуальным размерам заказчика с учетом особенностей его внешности и фигуры
— ее пропорций, осанки, полноты..
Стоимость одежды,
выполненной по индивидуальному заказу, несколько выше той, что изготовлена
массовым тиражом, зато эта одежда обладает рядом преимуществ — она оригинальна
по своему внешнему виду, лучше сидит на фигуре и маскирует некоторые ее
недостатки.
Б. 3,4,5 Цели и задачи художественного проектирования
одежды в современном обществе
Проектирование и
дальнейшее воплощение в жизнь костюма, отвечающего всем требованиям,
предъявляемым к современной одежде, связано, в первую очередь, с подготовкой специалистов-дизайнеров,
способных грамотно и творчески решать профессиональные задачи. Поэтому будущие
специалисты-дизайнеры должны овладеть навыками художественного проектирования
костюма, ориентироваться в вопросах стиля и моды, принципах творческой деятельности
ведущих Домов мод, студий, дизайнерских бюро.
Специфика данной
дисциплины, как и всего дизайна костюма, заключается в том, что объектом
творческого проектирования является человек.
Художественное
проектирование — это создание и разработка концепции несуществующего объекта с
определенными, заданными свойствами.
1. Возникновение идеи предмета:
а) дизайнер чутко улавливает потребности,
которые вкладываются в обществе. Они становятся его личными потребностями;
б) он ищет образ предмета этой потребности с
учетом существующих проектных идей, техники, технологии, экономики
производства, достижений художественной культуры, в том числе архитектуры,
живописи и скульптуры;
в) создает в воображении прообраз будущего
предмета и исполняет его предварительные графические изображения, объемные
модели, описание облика, способа практического пользования.
2. Проверка инженером
технической самостоятельности замысла и осуществления перехода от общей
технической идеи к конструкции данного предмета.
3. После создания
конструкции могут потребоваться изменения функциональных параметров и облика
предмета, намеченных в первоначальном замысле дизайнера. Он вносит свои
коррективы в конструкцию с учетом реальных технических возможностей.
4. Совместная работа
дизайнера и инженера по конструктивно-технической и эстетической «доработке»
образа» [13].
Дизайнер одежды в
современных условиях способен спроектировать и создать костюм без участия в
творческом процессе других специалистов, так как сам владеет навыками, знаниями
и умениями для изготовления конкретного костюма.
Проектирование костюма —
создание нового образца костюма или отдельного предмета одежды с определенными,
заданными свойствами, которые вытекают из переосмысления и переработки дизайнером
потребностей человека и общества. Проектирование костюма включает в себя этапы
исследования, эскизирования, макетирования, конструирования, моделирования и
создания образцов изделий.
Дизайн — вид проектной
деятельности, связанный с новым видом культуры — проектной культурой. Структура
новой проектной деятельности объединяет в себе три самостоятельные группы
составляющих элементов дизайна:
— объект дизайн-деятельности: дизайн-проект и дизайн-продукт;
— субъект дизайн-деятельности: дизайнер и потребитель
продукта деятельности дизайнера;
— среда дизайн-деятельности: различные
комплексы и системы деятельности.
К объектам дизайнерской
деятельности относятся различные промышленные изделия предметной среды,
элементы среды, например, городской, зрительная информация и др.
Костюм — это тоже объект
дизайна, который является частью предметной среды.
Объект дизайна — это, как
правило, вещь утилитарного направления, несущая в себе множество различных функций,
в том числе и эстетическую.
На первый взгляд, костюм,
несущий в себе художественные достоинства, является произведением прикладного
искусства. Но костюм, являясь объектом дизайна, отвечает новым потребностям и
запросам человека, он ориентирован на удовлетворение тех изменений в обществе,
которые характеризуют новую среду жизнедеятельности человека.
Костюм является объектом предметной среды, которая
окружает человека. Поэтому костюм всегда находится в тесном взаимодействии с
другими объектами и субъектами окружающего нас предметного мира. Спецификой
проектной деятельности дизайнера одежды является то, что объектом творчества
дизайнера служит человек. Костюм неразрывно связан с фигурой человека, ее
пластикой и пропорциями. Все, что проектирует дизайнер костюма, создается для
человека, для максимального удовлетворения его запросов и пожеланий.
Наряду с этим, костюм,
будучи частью предметного мира, всегда является отражением культурного,
социального и экономического уровня развития человеческого общества.
Исторический костюм — красноречивый, яркий пример вышесказанному утверждению.
В современном мире через
костюм выражается представление об идеальном образе каждого конкретного
человека и общества в целом. Посредством костюма человек создает этот образ и
стиль, которые соответствуют его новым запросам, он улучшает свою внешность,
стремясь к идеалу, признанному в данном обществе, или создает совершенно новый
облик, в котором угадываются черты зарождающегося общества новейшего идеала.
Главной целью дизайнера
костюма на современном этапе является создание образной, стильной одежды,
делающей человека счастливым носителем и обладателем таковой. Эта одежда должна
улучшать облик человека, подчеркивая и выявляя все достоинства носителя,
одновременно с этим вуалируя недостатки внешности. В этом эстетическая функция
современной одежды.
Б 6. Проектирование единичных
изделий
Одежда - объемно-пространственная
структура - организуется в различные системы: единичные моносистемы, комплекты
изделий, ансамбли, коллекции. Единичные изделия входят во все перечисленные
системы элементов. Одежда является одним из важнейших предметов широкого и личного
пользования, а моделирование одежды - одним из важнейших видов проектной
деятельности.
Единичные изделия одежды
массового потребления, как правило, выполняются промышленным способом.
Проектирование изделий массового производства и одежды связано с общими
проблемами преобразования эстетического облика всей предметно-вещевой среды,
окружающей сегодня человека.
Проектирование одежды
представляет собой творческий процесс, состоящий из последовательных этапов:
- разработка проекта
модели одежды в конструктивном и художественном решениях;
- выполнение проекта в
макете и в материале;
- внедрение созданной
одежды в производство.
Чтобы совершить
преобразование идеи модельера от эскизного варианта до реального предмета
потребления, необходимо изучить конкретные условия работы промышленного
предприятия, имеющуюся сырьевую базу, уровень технологии и организации
производства.
Назначение
единичного изделия, его функция, содержание, адрес определяют форму изделия,
ткань и материалы, систему взаимосвязей элементов, конструктивное и
технологическое решения, композицию в целом.
Создать новый образец
единичного изделия невозможно без знаний в области современных методов
конструирования. Новая мода - это, прежде всего, новая форма изделия, выраженная
через конструкцию.
Задачи проектирования
изделий на основе базовых форм ставит промышленное производство одежды.
Технологические требования к условиям производства швейных изделий на
предприятиях легкой промышленности предполагают поточность такого производства.
Внедрение новых моделей в условиях хорошо налаженного технологического потока
невыгодно для производителей одежды, так как связано с большими финансовыми и
трудовыми затратами.
При этом большая
тиражность одной модели снижает потребительскую востребованность такой одежды,
что влечет за собой потерю прибыли от производства.
Для разнообразия изделий,
разрабатываемых по одной конструктивной основе, используют следующие приемы
проектирования:
— изменение пропорциональных отношений в
костюме (уменьшение или увеличение длины изделия и его деталей — рукавов, кокеток и т.п.);
— изменение формы и конфигурации деталей
(воротники, карманы, манжеты, хлястики и т. п.);
- изменение месторасположения деталей в
модели;
— использование различных видов отделки;
— использование различных текстильных
материалов (по цвету, фактуре, рисунку);
— использование различной
фурнитуры (пуговицы, молнии, кнопки, пряжки и др.);
— использование различных накладных деталей
(воротники, манжеты, карманы и др.).
Создание моделей одежды на
одной конструктивной основе позволяет наладить их промышленный выпуск
небольшими партиями, при этом потребность в изменениях технологического
процесса производства изделий будет минимальна.
.Базовая форма
разрабатывается с учетом тенденций моды и требует максимальной унификации
всего процесса проектирования на основе условий промышленного производства.
Это требует от художника-проектировщика использования унифицированных и
стандартизированных деталей и узлов в разрабатываемых вариантах моделей,
знания передовых технологий, возможностей современного швейного оборудования.
Базовая форма всегда разрабатывается на типовые фигуры
различных размерных и полнотных групп.
Комплект
(от лат. Completus – полный) – набор одежды и предметов, дополняющих друг друга и составляющих
вместе костюм, отвечающий определенному назначению и художественному
решению. Комплект – открытый комплекс
одежды из взаимозаменяемых элементов, для которого характерна многослойность
при самостоятельности каждого изделия. Комплект предполагает возможность
изменения костюма в зависимости от ситуации.
Комплект состоит из единичных изделий: жакетов, юбок, брюк, жилетов и
т.д. единство отдельных составляющих комплекта, как, правило, обеспечивается их
соответствием друг другу по цвету, форме, силуэту, декору, стилю. Это качество
должно быть заложено еще на стадии проектирования промышленной коллекции
одежды. Возможность комбинирования является одним из главных требований,
которые современный потребитель предъявляет к готовой одежде.
Ансамбль (от фр. Ensemble – вместе, сразу) — костюм, созданный по единому
первоначальному художественному замыслу,
где детали согласованы между собой и подчинены целому. Ансамбль — это костюм для
определенного образа человека, он
обладает средствами наиболее полного
раскрытия художественного образа. Ансамбль имеет сложную структуру, состоящую из нескольких частей и включающую обувь, головной убор,
украшения и др. Для ансамбля характерна
многослойность, жесткая система взаимосвязи и обязательность одновременного ношения всех его
частей.
К изделиям системы «ансамбль» относятся:
- нарядный туалет (тщательно подобранная одежда
особого назначения);
- костюм для торжественных случаев;
- костюм для свадьбы;
- костюм специального назначения;
- сценический костюм.
Ансамбль
в отличие от комплекта,
который является системой элементов, связанных
между собой единством стиля, материала,
назначением, и носит характер более свободной, незамкнутой структуры, обладает структурой замкнутой — жесткой, обязательной, диктующей четкие связи между элементами, его составляющими.
Построение
ансамбля может быть основано
и на принципе контраста, противоречия,
борьбы между элементами,
его составляющими. Существуют
также традиционные объединения элементов в
ансамбле: по фактуре, цвету, материалу.
Для промышленного проектирования ансамбля необходимо иметь производство, организованное таким образом, чтобы при проектировании можно было ориентироваться на тесный контакт между разнородными предприятиями, производящими одежду, обувь и аксессуары. Проектировать ансамбль, его первоначальную форму должен художник, определяющий его принципы формообразования и степень вариационности и особенности
индивидуального производства.
Основные этапы
проектирования.
Дизайнерская
деятельность ориентирована на проектирование новых вещей, новых качеств и новых
функций предметной среды, поэтому она является инновационной деятельностью.
Основными этапами
проектирования одежды являются:
1)
анализ
предпроектной ситуации;
2)
синтез
результатов анализа в определенных типах формообразования;
3)
разработка
творческой концепции, связанной как с конкретными проектными задачами, так и с
основными тенденциями развития проектной культуры в целом;
4)
определение
основных задач;
5)
применение
различных методов проектирования в поиске наиболее оптимальных вариантов
решения проектной задачи.
Методический процесс
проектирования можно разделить на четыре основных этапа:
2)
информационный;
3)
аналитический
– исследовательская часть;
4)
синтетический;
5)
коммуникативный
– практическая часть.
Анализ предпроектной ситуации. Предпроектный анализ
выявляет недостатки существующих изделий, пожелания потребителей.
Предпроектный анализ
включает:
социально-экономический анализ,
функциональный анализ
(исследование способов использования изделия),
функционально-стоимостной
анализ (исследование структуры потребностей различных групп населения и
наиболее эффективных с точки зрения затрат способов их удовлетворения),
технологический анализ
(исследование материалов и возможных способов изготовления изделия),
анализ формы
(исследование структуры изделия и ее аналогов, поиск вариантов композиционных,
конструктивных и пластических решений).
Синтез результатов анализа в определенных типах
формообразования. Синтез
в дизайне – процесс мысленного упорядочения проектных сведений, отобранных при
дизайнерском анализе, и соединения их в единое целое – проектный образ.
Структурообразование единичных предметов называется формообразованием. Методы
синтеза могут быть либо системного характера (комбинаторные, аналоговые), либо
спонтанно-интуитивные (ассоциативные). В процессе синтеза результаты
проведенных исследований реализуются в конкретных методах формообразования:
комбинаторных, аналоговых, образно-ассоциативных.
Разработка творческой концепции. В процессе синтеза
формируется творческая концепция – важнейшее звено решения дизайнерской задачи.
Концепция в дизайне – основная идея, смысловая направленность целей, задач и
средств проектирования.
Определение основных задач дизайн-проекта. Работа над дизайн-проектом начинается с определения
основных задач, которые необходимо решить в процессе проектирования.
Определяются, прежде всего, назначение и функция проектируемой вещи,
конструктивные и технологические требования. При этом целью проектирования
может быть модернизация существующего изделия, т.е. придание ему современного
вида (проектирование по прототипам, или стайлинг), так и разработка совершенно
нового изделия на основе принципиально новой постановки задач или неизвестного
ранее технологического принципа.
Методы проектирования. В поиске наиболее оптимальных вариантов
решения проектной задачи дизайнер применяет такие методы проектирования одежды,
как моделирование и макетирование.
Моделирование в дизайне
– процесс отображения, представления или описания целостного объекта (системы
объектов), ситуации или функционального процесса.
Макетирование в дизайне
– изготовление макетов изделий из различных материалов в натуральную величину
или в нужном масштабе.
|